Александр Сергеевич Клещёв родился 19 декабря 1940 г. в Ленинграде, перед самой войной. Пережил восемь месяцев блокады Ленинграда, в мае 1942 года вместе с мамой был эвакуирован в Челябинск. Его отец, Сергей Васильевич Клещёв (1902-1944) – физиолог, ученик академика И.П. Павлова и музыкант – занимался проблемами объяснения механизмов восприятия музыки человеком и формирования техники исполнения музыкальных произведений пианистами, с точки зрения теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В начале 1942 года ушел добровольцем в Красную армию, участвовал в боях с немецкими захватчиками, награжден медалью «За оборону Ленинграда», погиб в 1944 году под Нарвой. Мать, Тамара Федоровна Березникова (1909-1992) – профессиональная скрипачка, работала в эвакуации в Свердловской консерватории и концертировала. После возвращения из эвакуации работала преподавателем в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Ее ученики становились лауреатами всесоюзных и международных конкурсов исполнителей.
После окончания средней школы Александр Сергеевич поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета и закончил его в 1964 году. Свою профессиональную деятельность начал в Вычислительном центре Ленинградского нейрохирургического института им. А.Л. Поленова в должности инженера-программиста. Им, совместно с коллегой Владимиром Львовичем Темовым, был разработан многоцелевой динамический язык ИНФ, а также транслятор с этого языка для ЭВМ «Днепр-21». Как отметил один из основоположников отечественного программирования чл.-корр. АН СССР Святослав Сергеевич Лавров в обзорной статье «Ленинградская школа программирования», они «с этими результатами, полными оригинальных идей, как бы кометой взошли над программистским горизонтом». При активном участии Александра Сергеевича был разработан и первый в СССР компилятор языка высокого уровня, внедренный в 35-ти вычислительных центрах различного профиля в 11 городах СССР. В 1968-1974 годах он работал ведущим инженером ВЦ биологических институтов АН СССР при Институте физиологии им. И.П. Павлова (г. Ленинград), занимался различными задачами в области биологической и медицинской кибернетики. При его участии был построен ряд математических моделей процессов адаптации в центральной нервной системе механизмов обучения и запоминания. В 1973 г. в Институте кибернетики АН УССР (г. Киев) защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук на тему «Реализация многоцелевых динамических языков программирования».
В 1974 году Александр Сергеевич вместе с мамой, женой Мери Юзефовной Черняховской и ее дочерью Нелли переехал во Владивосток, где вплоть до последнего дня своей жизни работал в Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН. Более тридцати лет он возглавлял в институте сначала отдел экспертных систем, затем лабораторию интеллектуальных систем. В 1990 г. в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша АН СССР (г. Москва) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук на тему «Реализация экспертных систем на основе декларативных моделей представления знаний». Помимо работы в институте Александр Сергеевич много внимания уделял подготовке молодых специалистов в области информатики и программирования. На протяжении длительного времени заведовал созданной им в 1990 г. кафедрой программного обеспечения ЭВМ в Дальневосточном государственном университете, был деканом факультета компьютерных наук. В 1990-х – 2000-х годах Александр Сергеевич неоднократно был организатором и председателем жюри проводимого на базе ДВГУ Дальневосточного конкурса компьютерных программ студентов, аспирантов и молодых специалистов «Программист».
Во Владивостоке А.С. Клещёв активно занимался проблематикой искусственного интеллекта. Он был председателем Владивостокского регионального отделения Российской ассоциации искусственного интеллекта. Им были начаты работы по построению математической теории разработки экспертных систем, моделей представления знаний, методов их обработки. Под руководством Александра Сергеевича был разработан ряд прикладных интеллектуальных систем, среди которых первые в СССР экспертные системы в интересах Министерства обороны. В рамках международного проекта с Японией была разработана экспертная система, улучшающая проекты программ для станков с ЧПУ (числовым программным управлением) на основе базы know-how, собранной ведущими японскими фирмами в этой области. В области медицины разработана экспертная система диагностики «острого живота» для машин серии ЕС. Было еще несколько прикладных экспертных систем, разработанных при активном участии А.С. Клещёва. Сам Александр Сергеевич и его ученики всегда были желанными участниками сначала всесоюзных затем всероссийских, а также международных конференций и симпозиумов, посвященных проблемам искусственного интеллекта и разработки экспертных систем.
Александр Сергеевич подготовил 6 докторов и 15 кандидатов наук, был членом редколлегий нескольких российских и международных журналов, научным руководителем ряда российских и международных научных проектов. Им опубликовано более 360 научных работ (в том числе двух монографий) в области искусственного интеллекта, информатики, медицинской и биологической кибернетики. За многолетнюю и плодотворную работу Клещёв А.С. был награжден Почетными грамотами от Российской академии наук, Законодательного собрания Приморского края, Дальневосточного отделения. В 1996 г. А.С. Клещёву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Александр Сергеевич был глубоко эрудированным и широко образованным человеком. Помимо профессиональной деятельности он интересовался вопросами истории, философии, искусства. Его две страсти в искусстве – музыка и живопись. Наверное, этот живой интерес передался по наследству, оба родителя имели отношение к музыке: Тамара Федоровна была скрипачкой, а Сергей Васильевич, ученый-физиолог, имел еще и музыкальное образование. Сказалась, по-видимому, и среда, в которой происходило взросление молодого человека. В кругу общения матери были музыканты, художники, скульпторы. В небольшой коммунальной квартире на улице Жуковского, где жила семья, нашлось место для нескольких небольших картин и скульптурных миниатюр, подаренных друзьями; впоследствии они были перевезены во Владивосток. Одна из картин была написана известной художницей Зинаидой Серебряковой. Перед эмиграцией во Францию в 1924 г. Серебрякова подарила ее своей подруге Ольге Владимировне Енько, которая в конце жизни передала картину в дар своей подруге Тамаре Федоровне Березниковой, которая в течение долгих лет была дорогим и близким ей человеком.. В 2017 году Александр Сергеевич решил передать картину Зинаиды Серебряковой «Катя и Тата» в дар Приморской картинной галерее, где она сейчас является одним из ценных экспонатов.
Увлечение музыкой вылилось в то, что у Александра Сергеевича со временем сформировалась очень большая коллекция грампластинок с записями классической музыки. Возможно, это одна из самых больших частных коллекций, снабженных полным каталогом, в России – более 2000 полноформатных виниловых пластинок. Их покупал он сам в Ленинграде и Владивостоке, а также всюду, где бывал в командировках. Начиная с приезда во Владивосток сложилась традиция: каждую субботу в первой половине дня они вдвоем с женой в своей квартире на Второй Речке устраивали тематические прослушивания музыкальных произведений различных авторов. Александр Сергеевич сначала рассказывал о композиторе, обстоятельствах его жизни и творчества, истории создания обсуждаемого музыкального произведения – как всегда, очень интересно, с привлечением важных для понимания творчества композитора фактов, которые не всегда приводятся в стандартных биографических справочниках. Затем ставил пластинку на проигрыватель (в последние двадцать лет это был специально привезенный из командировки в Японию музыкальный центр «ПИОНЕР». Эти продолжавшиеся в течение многих лет регулярные прослушивания были своеобразным «музыкальным салоном» во Владивостоке.
Интерес Александра Сергеевича к живописи выразился в том, что последние 15 лет своей жизни он посвятил написанию труда, названного им «История европейской живописи глазами дилетанта». После смерти Александра Сергеевича было принято решение опубликовать этот труд в виде «электронной книги», размещенной в сети Интернет. Сделать печатное издание было бы практически непосильной задачей, прежде всего из-за чрезвычайно большого объема. Издание в Интернете имеет не только недостатки, но и существенные преимущества – доступность материала книги всем желающим, удобство навигации между текстом и графическими иллюстрациями с помощью системы гиперссылок. К тому же сам Александр Сергеевич уже выставлял в Интернете на т.н. торрент-ресурсах готовые главы своей книги, получал много отзывов, по большей части положительных.
В предисловии к своей книге Александр Сергеевич достаточно подробно описал мотивацию к ее созданию. По отзывам тех, кто уже знакомился с книгой, многим читателям она может быть полезна как некий справочник, энциклопедия европейской живописи, поскольку включает очень много подробного, хорошо иллюстрированного и систематизированного художественного материала, сопровождаемого сведениями об историческом, религиозном и культурном контекстах периода написания художниками своих картин. В любом случае, внимательный читатель книги будет вознагражден тем, что познакомится с очень большим пластом культуры человечества.
Александр Сергеевич мужественно встретил вердикт врачей. Он очень удивил их, пережив более чем на год их неутешительный прогноз, до конца сражаясь с тяжелой, жестокой болезнью. При этом старался быть необременительным для окружающих, мягко и интеллигентно шутил с родными и друзьями. Всегда был рад встречам с сотрудниками своей лаборатории, которые звонили по телефону либо приходили к нему домой для обсуждения научных задач, стоящих перед ними и всей лабораторией. Его идеи, как всегда были современны, интересны, оригинальны и очень полезны. Вплоть до октября 2018 г., пока хватало сил добираться от кровати до рабочего места с компьютером, Александр Сергеевич продолжал работу над своей книгой. Последняя глава, об итальянском художнике начала 17 века Орацио Джентилески, имеет порядковый номер главы 239. В компьютере остались планы и некоторые наброски материалов еще более чем к 200 главам, охватывающим период европейской живописи до первой половины 18 века. К сожалению, эти главы уже не будут написаны, 10 января 2019 г. сердце Александра Сергеевича остановилось.
Добрая память об Александре Сергеевиче Клещёве сохранится в сердцах его родных, друзей и коллег по работе, в его учениках, в его научных трудах. Надеемся, читатели «Истории европейской живописи глазами дилетанта» доброжелательно оценят и этот очень далекий от теории искусственного интеллекта и экспертных систем труд А.С. Клещёва и будут по-доброму вспоминать его автора.